В 1943 году на испытания вышел новый истребитель Як-1М — доработки должны были позволить ему бороться с новым немецким самолетом Фокке-Вульф Fw.190.
Разработка КБ Александра Яковлева с двигателем мощностью 1240 л.с. достигала максимальной скорости в 633 км/ч на высоте 4430 м и показывала время набора высоты 5 км в 4,1 минуты. Это обеспечивалось за счет более обтекаемых аэродинамических форм, более рациональной компоновка агрегатов и оборудования, использования нового материала хвостовой части самолета — специальной фанеры вместо полотняной обшивки.
Вооружение нового самолета включало в себя 20-мм пушку ШВАК и два 12,7-мм синхронных пулемета УБ. Пушка была установлена в развале цилиндров V-образного двигателя с размещением ствола орудия во втулке винта. Пулеметы устанавливались в носовой части фюзеляжа и синхронно стреляли через полотно винта. Истребитель нес 120 снарядов для пушки и по 150 патронов для пулеметов.
После запуска в серийное производство истребитель получил название Як-3. За 1944-1945 годы их выпустили 4560 штук.
В июне 1944 года истребители приняли участие во Львовской наступательной операции. В своих отчетах о первых боях на новых машинах советские летчики писали, что на малых и средних высотах (до 5 км) Як-3 превосходит германские Me.109 и Fw.190. Прежде всего на вертикальном восходящем и нисходящем маневре, в скорости и скороподъемности. Самолет легко осваивали молодые пилоты.
Показателен бой 16 июля 1944 года, в котором 18 Як-3 встретились с 24 Ме.109 и Fw.190. Итог боя: 15 сбитых фашистских самолетов и только один потерянный Як-3.
На истребители Як-3 в августе 1944 года были перевооружены три их четырех эскадрилий интернационального полка «Нормандия-Неман». Они же продолжили нести службу в системе ПВО Парижа после войны.
Як-3 стал одним из лучших самолетов Великой Отечественной, сыграл большую роль в завоевании господства в воздухе на финальном этапе войны с Германией и Японией.
Поверните телефон
для удобства просмотра модели оружия