Новые виды топлива
Во время Великой Отечественной войны армия часто испытала нехватку топлива. Особенно остро дефицит горючего ощущался в партизанских отрядах. Выход был найден в лесах Брянщины, где в итоге наладили кустарное производство скипидара.
Это природное вещество представляет собой смесь из разных эфирных масел. Сырьем для его производства служили хвойные деревья. Процесс осуществлялся путем сухой перегонки: смоляные поленья помещали в металлическую емкость, после чего их нагревали в течение 12-18 часов до температуры порядка 200 градусов. В результате вырабатывалась парогазовая смесь, которая в течение примерно суток охлаждалась и затем поступала в емкость для сбора готового продукта.
Полученным скипидаром заправляли трофейную технику, его применяли для смазки оружия, механизмов транспортных средств и в качестве антисептика. По некоторым данным, даже использовали в качестве компонента топливной смеси для самолетов, доставлявшим партизанам оружие и провиант. Для этого их двигатели переоборудовали таким образом, чтобы взлет и посадку производить на бензине, а во время горизонтального полета переходить на скипидар.
Другим путем для решения проблемы дефицита авиационного бензина пошли в управлении авиационной трассы Алсиб. По этому пути через Дальний Восток и Сибирь из США доставляли американские транспортники и истребители.
Здесь по предложению якутского ученого Константина Кондакова решили производить авиатопливо из богхеда — угля, который образуется из водорослей. Залежи этих ископаемых ресурсов нашли в Якутии вблизи реки Оленек.
Богхед также нагревали без доступа кислорода и вытапливали смолу, которую разделяли по фракциям. Выход топлива из смолы был сопоставим с грозненскими нефтями. Таким образом, как считали специалисты, можно было получить авиатопливо для самолетов на трассе Алсиб, мазут и дизтопливо для кораблей Севморпути.
Во время ВОВ проект не успели реализовать. Завод по переработке богхеда заработал во второй половине 1940-х годов. Однако себестоимость полученного продукта оказалась высока, и в 1953 году производство закрыли. Тем не менее, в модернизированном виде технология может быть востребована и сегодня для нужд Севморпути.